Инструментальная панель современного автомобиля предлагает водителю необходимый минимум информации и контрольных функций, касающихся работы машины и маршрута следования. Но в последнее время, особенно на тюнинговых машинах, появляется все больше дополнительных приборов, измерителей и систем, делающих автомобиль похожим на новогоднюю елку. И нужно признать, что чаще всего так и есть. Но есть настоящие мастера «руления», которые используют допприборы по назначению и извлекают из этого весьма большую пользу...
Все дополнительные, внештатные приборы в автомобиле можно разделить на две большие группы: измерители и процессоры. Измерители, как и следует из названия, служат для того, чтобы измерять и извещать водителя о параметрах функционирования тех или иных узлов, агрегатов или автомобиля в целом. Процессоры же являются более сложными устройствами. Они не просто измеряют и воспроизводят информацию, но и осуществляют управление отдельными системами автомобиля. Тема дополнительных автомобильных приборов весьма широка. И, руководствуясь принципом «от простого к сложному», начнем с простого – с «елочных игрушек». Несмотря на то что сегодня водителю предоставляется вся необходимая для нормальной эксплуатации автомобиля информация, не для всех этого достаточно. И здесь ключевая фраза – «нормальная эксплуатация». Тем, кто водит машину на пределе, необходимы дополнительные показатели работы узлов и агрегатов. Но еще более важным является тот факт, что альтернативные приборы по сравнению со штатными более точны и имеют более быстрый отклик, реакцию. Это чуть ли не основная причина установки таких измерителей на заряженные автомобили.
Другие измерители – электрические, цифровые. Эти измерители оснащаются особыми выносными датчиками, а к ним самим подходит уже обычный электрический провод и информация в виде электронных импульсов, а не газа, масла или иного механического привода. Думается, что нет нужды объяснять, какой из этих двух вариантов наиболее удобен в использовании. Скажу лишь одно: такие приборы зачастую объединяются в сеть под управлением особого контроллера-диспетчера. Информативность и возможности такой системы очень широки. Многие считают, что реакция аналоговых измерителей выше, чем у электронных. Возможно, раньше так и было, но сегодня электротехника столь совершенна, что подобные утверждения кажутся несколько ретроградными. Более того, сейчас именно цифровые устройства превалируют на рынке допприборов. Современная электроника предлагает также множество вариантов измерителей на базе ЖК-дисплеев. Главное их преимущество – компактность. Гирлянду из 10 дополнительных приборов, развешенных по торпедо и передним стойкам, способен заменить небольшой приборчик с жидкокристаллическим дисплеем. Очень часто они являются многофункциональными, т. е. способными демонстрировать водителю несколько различных параметров. Причем ценовой фактор уже практически выравнялся, и ЖК-панель с набором выносных датчиков стоит фактически столько же, сколько и набор из отдельных стрелочных приборов с управляющим контроллером. Важно и то, что жидкокристаллические мониторы все больше не просто измерители, а приборы с функцией управления и корректировки параметров тех или иных систем автомобиля. То есть фактически уже процессоры. Но вот что более всего умиляет. Очень часто наряду с цифровой подачей данных они позволяют выводить их и в классическом, стрелочно-цифер-блатном варианте. Все-таки этот вариант представления информации более удобен при динамичной езде, когда нет времени вчитаться в слово или даже в цифру, а шкалы приборов через некоторое время уже заучены и положение стрелки на циферблате может считываться буквально краем глаза. Есть и комбинированные варианты, т. е. наряду со стрелками и шкалой имеется небольшой ЖК-дисплей, на который выводятся те же данные, но уже в цифровом варианте или дополнительная информация. Измерители с предупредительной отсечкой могут оснащаться как отдельным тревожным фонарем, так и системой изменения контрастности подсветки шкалы. Во многих из них также имеется и предупреждающий зуммер. Кстати, об отсечке и т. п. дополнительных элементах измерителей. Неким ограничением по максимально допустимому значению оснащаются теперь чуть ли не все измерители. Будь то критические обороты, температура или давление – все можно ограничить.
Все дополнительные, внештатные приборы в автомобиле можно разделить на две большие группы: измерители и процессоры. Измерители, как и следует из названия, служат для того, чтобы измерять и извещать водителя о параметрах функционирования тех или иных узлов, агрегатов или автомобиля в целом. Процессоры же являются более сложными устройствами. Они не просто измеряют и воспроизводят информацию, но и осуществляют управление отдельными системами автомобиля. Тема дополнительных автомобильных приборов весьма широка. И, руководствуясь принципом «от простого к сложному», начнем с простого – с «елочных игрушек». Несмотря на то что сегодня водителю предоставляется вся необходимая для нормальной эксплуатации автомобиля информация, не для всех этого достаточно. И здесь ключевая фраза – «нормальная эксплуатация». Тем, кто водит машину на пределе, необходимы дополнительные показатели работы узлов и агрегатов. Но еще более важным является тот факт, что альтернативные приборы по сравнению со штатными более точны и имеют более быстрый отклик, реакцию. Это чуть ли не основная причина установки таких измерителей на заряженные автомобили.
Измерители
Альтернативные измерители бывают различными. Наиболее простые, понятные и, как следствие, распространенные – стрелочные измерители. Они представляют из себя вполне привычные циферблаты с одной или несколькими стрелками, отклонение которых и определяет тот или иной показатель. Привычные нам спидометр и тахометр – характерные «стрелочники». Конструкция стрелочных приборов различна. Есть чисто механические, аналоговые. Внутри измерителя находится устройство считывания и интерпретации полученной информации. Яркий пример – датчик давления во впускном коллекторе. Он подключается через специальную трубку непосредственно к впускному коллектору.Другие измерители – электрические, цифровые. Эти измерители оснащаются особыми выносными датчиками, а к ним самим подходит уже обычный электрический провод и информация в виде электронных импульсов, а не газа, масла или иного механического привода. Думается, что нет нужды объяснять, какой из этих двух вариантов наиболее удобен в использовании. Скажу лишь одно: такие приборы зачастую объединяются в сеть под управлением особого контроллера-диспетчера. Информативность и возможности такой системы очень широки. Многие считают, что реакция аналоговых измерителей выше, чем у электронных. Возможно, раньше так и было, но сегодня электротехника столь совершенна, что подобные утверждения кажутся несколько ретроградными. Более того, сейчас именно цифровые устройства превалируют на рынке допприборов. Современная электроника предлагает также множество вариантов измерителей на базе ЖК-дисплеев. Главное их преимущество – компактность. Гирлянду из 10 дополнительных приборов, развешенных по торпедо и передним стойкам, способен заменить небольшой приборчик с жидкокристаллическим дисплеем. Очень часто они являются многофункциональными, т. е. способными демонстрировать водителю несколько различных параметров. Причем ценовой фактор уже практически выравнялся, и ЖК-панель с набором выносных датчиков стоит фактически столько же, сколько и набор из отдельных стрелочных приборов с управляющим контроллером. Важно и то, что жидкокристаллические мониторы все больше не просто измерители, а приборы с функцией управления и корректировки параметров тех или иных систем автомобиля. То есть фактически уже процессоры. Но вот что более всего умиляет. Очень часто наряду с цифровой подачей данных они позволяют выводить их и в классическом, стрелочно-цифер-блатном варианте. Все-таки этот вариант представления информации более удобен при динамичной езде, когда нет времени вчитаться в слово или даже в цифру, а шкалы приборов через некоторое время уже заучены и положение стрелки на циферблате может считываться буквально краем глаза. Есть и комбинированные варианты, т. е. наряду со стрелками и шкалой имеется небольшой ЖК-дисплей, на который выводятся те же данные, но уже в цифровом варианте или дополнительная информация. Измерители с предупредительной отсечкой могут оснащаться как отдельным тревожным фонарем, так и системой изменения контрастности подсветки шкалы. Во многих из них также имеется и предупреждающий зуммер. Кстати, об отсечке и т. п. дополнительных элементах измерителей. Неким ограничением по максимально допустимому значению оснащаются теперь чуть ли не все измерители. Будь то критические обороты, температура или давление – все можно ограничить.