Схема и устройство тахометра автомобиля




автомобильный тахометр - внешний видКАЖДЫЙ АВТОВЛАДЕЛЕЦ ЗНАЕТ, ЧТО В ЕГО АВТОМОБИЛЕ СТОИТ ТАХОМЕТР, НО МНОГИЕ ДАЖЕ НЕ СМОТРЯТ НА НЕГО, И ДУМАЮТ, ЗАЧЕМ ЗДЕСЬ ЕЩЕ ОДНА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРЕЛКА. ДЛЯ ЧЕГО АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТАХОМЕТР НУЖЕН И С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ, ПОСТАРАЮСЬ ВАМ ОБЪЯСНИТЬ.

ТАХОМЕТР – ЭТО УСТРОЙСТВО, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ, ЕГО ВРАЩАЮЩИХСЯ ДЕТАЛЕЙ. ИЗМЕРЕНИЕ ПРОИСХОДИТ В ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ, ЛИБО СОГЛАСНО ЛИНЕЙНОЙ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ.

ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ТАХОМЕТРА – ЭТО ОБЛЕГЧЕНИЕ ВЫБОРА ПРАВИЛЬНОЙ ПЕРЕДАЧИ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПРОДЛИТЬ РЕСУРС ДВИГАТЕЛЯ. Т.Е. КОГДА СТРЕЛКА ТАХОМЕТРА ПРИБЛИЖАЕТСЯ К КРАСНОЙ ЗОНЕ, КАТЕГОРИЧЕСКИ СОВЕТУЕТСЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЬСЯ НА ПОВЫШЕННУЮ ПЕРЕДАЧУ. ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ РЕГУЛИРОВОЧНЫХ РАБОТ, КАК НА ХОЛОСТОМ ХОДУ, ТАК И ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ.

ПРИНЦИП РАБОТЫ ТАХОМЕТРА СОСТОИТ В РЕГИСТРАЦИИ ЧИСЛА ИМПУЛЬСОВ, КОТОРЫЕ ПОСТУПАЮТ ОТ ДАТЧИКОВ, ПОРЯДКА ИХ ПОСТУПЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПАУЗ МЕЖДУ ДАННЫМИ ИМПУЛЬСАМИ. ПРИ ЭТОМ ПОДСЧЕТ ИМПУЛЬСОВ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ: В ПРЯМОМ, В ОБРАТНОМ И В ОБОИХ НАПРАВЛЕНИЯХ.

ИЗМЕРЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, КАК ПРАВИЛО, ТРАНСФОРМИРУЮТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ВЕЛИЧИНЫ. ТАКОЙ ВЕЛИЧИНОЙ МОГУТ БЫТЬ ЧАСЫ, МИНУТЫ, СЕКУНДЫ, МЕТРЫ И ТАК ДАЛЕЕ. УСТРОЙСТВО ТАХОМЕТРОВ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБНУЛЕНИЯ СОБРАННЫХ ЗНАЧЕНИЙ. ТОЧНОСТЬ ДАННЫХ ПОКАЗАНИЙ ОЧЕНЬ УСЛОВНА, ОКОЛО 500 ОБ/МИН, САМЫЕ ЛУЧШИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАХОМЕТРЫ ИЗМЕРЯЮТ С ТОЧНОСТЬЮ ДО 100 ОБ/МИН.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТАХОМЕТР МОЖЕТ БЫТЬ ДВУХ ВИДОВ – ЦИФРОВОЙ И АНАЛОГОВЫЙ.

СХЕМА ЦИФРОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТАХОМЕТРА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ: 

  • Центральный процессор;
  • АЦП 8 разрядов;
  • Датчик температуры жидкости;
  • ЖКИ панель;
  • Оптрон для диагностики клапана холостого хода;
  • Микросхема сброса процессора.

Такой тахометр выполнен в виде электронного табло, на котором показывается необходимая информация, то есть, произведенные подсчеты оборотов вала и двигателя. Цифровой тахометр очень полезен при регулировочных операциях с электронными блоками зажигания двигателя автомобиля, при точной установке порогов экономайзера (служит для обогащения горючей смеси при полной нагрузке двигателя или при плавном разгоне) и др.

Второй вид тахометра – аналоговый – более популярен и удобен для многих автолюбителей. Аналоговый тахометр показывает число оборотов двигателя посредством перемещающейся по циферблату стрелки.

Сейчас наиболее распространены аналоговые тахометры, включающие в свою конструкцию следующие элементы:
  • микросхема;
  • магнитная катушка;
  • провода считывания информации с коленчатого вала;
  • градуированная шкала;
  • стрелка.

Работа такого тахометра осуществляется по электронному принципу. Сигнал от вала передается по проводам на микросхему, которая в свою очередь задает движение стрелки по градуированной шкале.

В машине имеет смысл иметь цифровой тахометр для регулировки холостого хода, проверки работы блока управления ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода) и проверки штатного тахометра (связано с более высокой точностью цифрового тахометра). При движении же удобнее пользоваться штатным тахометром - глаз и мозг человека лучше и быстрее воспринимают аналоговую информацию в виде угла поворота стрелки, чем ее цифровое значение, а высокая точность во время движения совсем не нужна.

Различие тахометров по методу установки

Помимо того, что существуют цифровые и аналоговые тахометры, данные устройства различаются также по методу установки. Бывает штатный и выносной автомобильный тахометр.

Штатный тахометр устанавливается непосредственно в приборной панели автомобиля. «Он» более привычен и используется в большинстве автомобилей. Выносной тахометр предусмотрен для установки его на торпедной панели. Выносные тахометры применяются в основном для придания автомобилю более стилизованного внешнего вида. Кроме того, именно такой вид тахометра удобен некоторым автовладельцам. Конструкция выносного тахометра предполагает наличие "ножки" для закрепления его на торпедной панели.

Ремонт тахометра

Ремонт тахометра часто требуется в тех случаях, когда стрелка устройства начинает показывать неверные результаты или "прыгать" по шкале. В таком случае, как правило, требуется тщательный осмотр микросхемы и при необходимости ее перепайка. В таком случае нужно точно определить место неисправности. Не имея необходимых навыков, лучше всего обратиться в сервисную мастерскую, где ремонт тахометра выполнят профессионально и качественно.

Цены на тахометры

Цены на тахометры могут варьироваться в достаточно широком диапазоне. Зависит это от варианта исполнения тахометра, его модификации. К примеру, самые простые аналоговые тахометры, лишенные каких-либо дополнительных функций, стоят в районе 800-1500 рублей у разных производителей и поставщиков. При этом следует отметить, что выносные тахометры, как правило, несколько дороже штатных. Самые дорогие тахометры могут иметь цену, превышающую 10 000 рублей. Это, как правило, электронные многофункциональные тахометры, а также оснащенные дополнительными функциями, аналоговые тахометры.