КАЖДЫЙ АВТОВЛАДЕЛЕЦ ЗНАЕТ, ЧТО В ЕГО АВТОМОБИЛЕ СТОИТ ТАХОМЕТР, НО МНОГИЕ ДАЖЕ НЕ СМОТРЯТ НА НЕГО, И ДУМАЮТ, ЗАЧЕМ ЗДЕСЬ ЕЩЕ ОДНА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СТРЕЛКА. ДЛЯ ЧЕГО АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТАХОМЕТР НУЖЕН И С ЧЕМ ЕГО ЕДЯТ, ПОСТАРАЮСЬ ВАМ ОБЪЯСНИТЬ.
ТАХОМЕТР – ЭТО УСТРОЙСТВО, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ, ЕГО ВРАЩАЮЩИХСЯ ДЕТАЛЕЙ. ИЗМЕРЕНИЕ ПРОИСХОДИТ В ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ, ЛИБО СОГЛАСНО ЛИНЕЙНОЙ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ.
ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ТАХОМЕТРА – ЭТО ОБЛЕГЧЕНИЕ ВЫБОРА ПРАВИЛЬНОЙ ПЕРЕДАЧИ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПРОДЛИТЬ РЕСУРС ДВИГАТЕЛЯ. Т.Е. КОГДА СТРЕЛКА ТАХОМЕТРА ПРИБЛИЖАЕТСЯ К КРАСНОЙ ЗОНЕ, КАТЕГОРИЧЕСКИ СОВЕТУЕТСЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЬСЯ НА ПОВЫШЕННУЮ ПЕРЕДАЧУ. ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ РЕГУЛИРОВОЧНЫХ РАБОТ, КАК НА ХОЛОСТОМ ХОДУ, ТАК И ДЛЯ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ.
ПРИНЦИП РАБОТЫ ТАХОМЕТРА СОСТОИТ В РЕГИСТРАЦИИ ЧИСЛА ИМПУЛЬСОВ, КОТОРЫЕ ПОСТУПАЮТ ОТ ДАТЧИКОВ, ПОРЯДКА ИХ ПОСТУПЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПАУЗ МЕЖДУ ДАННЫМИ ИМПУЛЬСАМИ. ПРИ ЭТОМ ПОДСЧЕТ ИМПУЛЬСОВ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ: В ПРЯМОМ, В ОБРАТНОМ И В ОБОИХ НАПРАВЛЕНИЯХ.
ИЗМЕРЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, КАК ПРАВИЛО, ТРАНСФОРМИРУЮТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ВЕЛИЧИНЫ. ТАКОЙ ВЕЛИЧИНОЙ МОГУТ БЫТЬ ЧАСЫ, МИНУТЫ, СЕКУНДЫ, МЕТРЫ И ТАК ДАЛЕЕ. УСТРОЙСТВО ТАХОМЕТРОВ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБНУЛЕНИЯ СОБРАННЫХ ЗНАЧЕНИЙ. ТОЧНОСТЬ ДАННЫХ ПОКАЗАНИЙ ОЧЕНЬ УСЛОВНА, ОКОЛО 500 ОБ/МИН, САМЫЕ ЛУЧШИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАХОМЕТРЫ ИЗМЕРЯЮТ С ТОЧНОСТЬЮ ДО 100 ОБ/МИН.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТАХОМЕТР МОЖЕТ БЫТЬ ДВУХ ВИДОВ – ЦИФРОВОЙ И АНАЛОГОВЫЙ.
СХЕМА ЦИФРОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТАХОМЕТРА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ:
- Центральный процессор;
- АЦП 8 разрядов;
- Датчик температуры жидкости;
- ЖКИ панель;
- Оптрон для диагностики клапана холостого хода;
- Микросхема сброса процессора.
Такой тахометр выполнен в виде электронного табло, на котором показывается необходимая информация, то есть, произведенные подсчеты оборотов вала и двигателя. Цифровой тахометр очень полезен при регулировочных операциях с электронными блоками зажигания двигателя автомобиля, при точной установке порогов экономайзера (служит для обогащения горючей смеси при полной нагрузке двигателя или при плавном разгоне) и др.
Второй вид тахометра – аналоговый – более популярен и удобен для многих автолюбителей. Аналоговый тахометр показывает число оборотов двигателя посредством перемещающейся по циферблату стрелки.
Сейчас наиболее распространены аналоговые тахометры, включающие в свою конструкцию следующие элементы:
- микросхема;
- магнитная катушка;
- провода считывания информации с коленчатого вала;
- градуированная шкала;
- стрелка.
Работа такого тахометра осуществляется по электронному принципу. Сигнал от вала передается по проводам на микросхему, которая в свою очередь задает движение стрелки по градуированной шкале.
В машине имеет смысл иметь цифровой тахометр для регулировки холостого хода, проверки работы блока управления ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода) и проверки штатного тахометра (связано с более высокой точностью цифрового тахометра). При движении же удобнее пользоваться штатным тахометром - глаз и мозг человека лучше и быстрее воспринимают аналоговую информацию в виде угла поворота стрелки, чем ее цифровое значение, а высокая точность во время движения совсем не нужна.
Различие тахометров по методу установки
Помимо того, что существуют цифровые и аналоговые тахометры, данные устройства различаются также по методу установки. Бывает штатный и выносной автомобильный тахометр.Штатный тахометр устанавливается непосредственно в приборной панели автомобиля. «Он» более привычен и используется в большинстве автомобилей. Выносной тахометр предусмотрен для установки его на торпедной панели. Выносные тахометры применяются в основном для придания автомобилю более стилизованного внешнего вида. Кроме того, именно такой вид тахометра удобен некоторым автовладельцам. Конструкция выносного тахометра предполагает наличие "ножки" для закрепления его на торпедной панели.