От подбора сидений зависят настроение и безопасность
Вы задумывались над тем, почему после всего одного часа, проведенного за рулем, у вас портится настроение, а спустя еще час разбаливается голова? Почему вы плохо спите и вас уже не радует поездка на работу на своем автомобиле? Не исключено, что причина — неудобное сиденье.О том, что подбор сидений — процедура индивидуальная и достаточно сложная, лишний раз говорить не надо. От медиков и специалистов по эргономике неоднократно приходится слышать, что все болезни идут от позвоночника.
Позвоночник выполняет в организме крайне важные функции, а мы на протяжении всей своей жизни беспрестанно его “терроризируем”, зарабатывая комплекс тяжелейших заболеваний. Как выяснилось в ходе исследований, проведенных немецкими медиками, проблема позвоночника сегодня намного актуальнее, нежели проблемы СПИДа и рака. Как это ни прискорбно, но условия внутри автомобиля считаются самыми неблагоприятными для позвоночника. Неудобная поза, высокие нагрузки, постоянное напряжение — все это влияет на здоровье и с годами неизбежно приближает водителя к инвалидности. Снизить опасность возникновения заболеваний, связанных с избыточной нагрузкой на позвоночник, все же можно. Специалисты утверждают что сохранить здоровье позволяют, во-первых, правильно подобранное сиденье, а во-вторых, правильная поза за рулем.
Какие же сиденья предлагает нам современный автомобильный рынок и в чем их отличия?
Сразу же оставим в стороне штатные изделия, устанавливаемые в автомобиль на конвейере. Они являются плодом компромисса между требованиями эргономики и безопасности и стремлением к минимальной стоимости их изготовления. К тому же конструкция таких сидений рассчитана на некоего усредненного водителя с, соответственно, усредненным телосложенем. Так что об индивидуальной подгонке машины под себя автовладелец должен позаботиться сам. В настоящее время в специализированных автомагазинах можно приобрести сиденья трех основных типов: гоночные, спортивные и повышенной комфортности (назовем их “гран туризмо”, хотя этот термин официально не фигурирует в каталогах тюнинговых сидений).
Гоночные сиденья
Гоночные сиденья используются в профессиональном автоспорте и рассчитаны на самые высокие нагрузки. Их особенность — единый корпус, не делящийся на спинку и подушку, изготовленный из высокопрочного стеклопластика (SPP) или композита (Corbon Kevlar). Благодаря этому раз и навсегда задан оптимальный угол между опорой бедер и опорой спины. Покупатель может выбрать сиденье одного из трех основных типоразмеров (5, 50 и 95 перцентилей), а дальнейшая индивидуальная подгонка осуществляется вставными элементами.Гоночные сиденья украсят салон любого автомобиля, однако не стоит забывать, что с ними процесс посадки-высадки превращается в цирковой аттракцион, а о комфорте в привычном понимании этого термина придется забыть. Жесткая конструкция, обеспечивающая фиксированную, наиболее рациональную для точного и надежного управления автомобилем посадку за рулем, покрыта лишь тоненьким пенополиуретановым матиком и отчетливо передает на тело водителя вибрацию от любой неровности дороги.
Спортивные сиденья
Спортивные сиденья для авто внешне очень похожи на гоночные, но имеют привычную регулировку наклона спинки. Они отлично подходят для любительского автоспорта, а также для энергичных водителей, для которых важны точность управления автомобилем и безопасность.Этому способствует развитая поддержка спины и бедер, а в некоторых конструкциях и специальные упоры для плеч. Тут все ясно: чем удобнее сидит человек, тем лучше он может сконцентрироваться на езде и точнее реагировать, но и в этом случае “вальяжного” комфорта ждать не стоит. “Безальтернативная”, фиксированная посадка и плотно подогнанные 4-точечные ремни безопасности понравятся далеко не всем. Тем не менее именно в таких сиденьях легко и без какой-либо усталости преодолеваются многие сотни километров. Основная ошибка неопытных тюнингеров — установка спортивных сидений в автомобиль с обычной мягкой подвеской. Такое сочетание превращает даже небольшую поездку в настоящую муку для водителя.
“Гран туризмо”
Это образцовые сиденья для обычного водителя — как с точки зрения эргономики, так и с точки зрения привычного комфорта. Внешне они почти такие же, как и штатные, но обеспечивают более широкий набор регулировок и лучшую фиксацию тела водителя в поворотах. В отличие от гоночных и спортивных сидений гораздо меньше затрудняют процедуру посадки-высадки, но и для автоспорта приспособлены гораздо меньше (только для любительских “покатушек”).Наиболее дорогие модели оснащаются электрическими приводами регулировок, встроенными вентиляторами и вибромассажерами. Такие сиденья наиболее любимы водителями-профессионалами, вынужденными долгое время проводить за рулем. За рубежом именно их используют таксисты и дальнобойщики.
Сиденья всех перечисленных типов по своим эргономическим свойствам имеют преимущества перед стандартными конструкциями, и в настоящее время имеется достаточно широкий их выбор. Здесь присутствуют как зарубежные (Sparco, Pro-Sport, OMP), так и отечественные (“Мобил-Салон”, “Рейдер”, UNP) марки. Более престижные и дорогие сиденья (Konig, Recaro, FK) привозятся под заказ. Стоимость варьируется в самых широких пределах — от 2500 руб. до 850 евро за штуку в зависимости от марки и типа. Дорого? Да нет, не дороже комплекта автомобильной аудиотехники. Зато пользы намного больше.